Регистрация

Версия для слабовидящих
Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем
Оскар Уайльд
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
баннер
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.teacher-gala.ru/
Экологический календарь
Сейчас на сайте: 2

«Шестиугольное обучение» как одна из методик технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»


Прежде чем говорить о данном приеме, считаю необходимым напомнить саму технологию.

 Итак: критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Технология РКМЧП является целостной системой, формирующей навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она позволяет формировать новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. В результате этого происходит развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. У учащихся формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения, происходит стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Стадии урока

Содержание деятельности

Вызов

У учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Осмысление

Происходит направленная, осмысленная, непосредственная работа ученика с текстом. Процесс чтения (получения информации) всегда сопровождается действиями ученика, которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Рефлексия

Ученик формирует личностное отношение к тексту (информации) и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

 

 Методы и приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:

1. Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и т.д.

5. Методы активного чтения:

•        ведение различных записей типа «двойных дневников», «бортовых журналов»;

•        маркировка текста с использованием специальных значков (по мере чтения ставятся на полях справа).

6. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

7. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии урока записи.

8. Обсуждение ключевых слов, верных и неверных утверждений.

9. Ответы на поставленные вопросы.

10. Организация устных и письменных круглых столов.

11. Организация дискуссий различных видов.

12. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

13. Исследования по отдельным вопросам изучаемой темы.

14. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.

Я считаю, что в технологию РЧКМП очень хорошо вписывается методика «Шестиугольного обучения» английского учителя истории Рассела Тарра.

Данная методика позволяет за короткое время обобщить и систематизировать материал, устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы, активизировать деятельность учащихся на уроке, управлять групповым процессом. Название данной методики указывает на использование карточек определенного вида.

Форма шестиугольных карточек (гекс) позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Каждая из гекс — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям. Шестиугольники также можно называть сотами, так как по форме напоминают пчелиные соты.

Перед началом работы учитель обозначает форму работы, ее цель дает четкую инструкцию ученикам: «Установите связи между указанными понятиями, совместите фигуры соответственно этим связям» Задача учеников соединить шестиугольники, причём может возникнуть много способов, различных связей. В результате процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Учащееся осваивают текст, вырабатывают собственное мнение, которое в групповой работе необходимо выразить ясно, доказательно, уверенно. Развивается умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Варианты использования данной технологии:

1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.

2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.

3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.

4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

5. Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры.

6. Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.

7. Предложить учащимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.

8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе.

В процессе работы дети, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, учащиеся сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. При изучении нового материала учащиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы.

Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон (https://www.classtools.net/hexagon/), которым может воспользоваться каждый учитель.(полный текст в документе)

 

Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)
Файлы (всего: 1)
Файлы (всего: 1)
файл
pptx
1.47 MB
Шестиугольное обучение».pptx