Регистрация

Версия для слабовидящих
Не нужно доказывать, что образование - самое великое благо для человека
Николай Гаврилович Чернышевский
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
баннер
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.teacher-gala.ru/
Экологический календарь
Сейчас на сайте: 1

Моя педагогическая философия

                                             

                                                    Стругарян Галина Леонидовна

 Современность  ставит перед школой разные задачи. Успешность их решения зависит от многих факторов и в первую очередь от учителя. Какие же качества необходимы человеку кроме знаний умений и навыков, чтобы стать учителем? Конечно доброта, требовательность, такт и еще много других профессионально значимых факторов. Но учителя отличает еще одно стремление – стремление учиться. Учиться не только по книгам, но и учиться у своих учеников. 

          Мои ученики… Они научили меня тому, что прежде чем что-то пообещать  – подумай, а если пообещал – сделай; я поняла, что не стоит «махать рукой» на кого-либо, ведь самый заядлый двоечник может оказаться «неограненным алмазом». Благодаря ребятам я поняла, что плохих учеников не бывает, просто мне не удалось затронуть души прекрасные струны.

          Какой я учитель… Наверное об этом знают только мои ученики, которых я ввожу в огромный и неведомый мир знаний.

          Впервые я почувствовала себя педагогом на 5 курсе института, когда работала учителем в Теплоозерской средней школе. Однажды, объясняя урок, я увидела, как вспыхнули глаза одного  ученика и он воскликнул – «Я понял! Это же так просто!» С тех пор самое главное для меня на уроке – глаза учеников. И когда в них  загорается искорка знаний – урок прошел не зря.

           В первые годы своей работы я была уверена, что моя основная задача -  дать как можно больше знаний по биологии и химии, но постепенно пришло понимание, что время энциклопедистов прошло, ведь высшая ценность человека – способность думать.

В процессе обучения важно формировать у детей разные феномены: от воспроизведения до креативности, ибо это «есть подлинная основа и движущая сила творчества» (Л.С.Выготский) Тогда, по призыву древних греков, из школы будут выходить не «наполненные сосуды», а «зажженные факелы».

            Для меня урок – это творческий процесс, в его создании участвуют учитель и ученики т.е. школьники выступают соавторами урока.

            У врачей есть хорошая заповедь – «Не навреди!». Я думаю, что эта заповедь должна быть и у учителя, ведь педагогическая ошибка так же страшна, как и медицинская. И моя задача как учителя не критиковать, не относить школьника к определенным пограничным интеллектуальным категориям (например: задержка психического развития), а постараться понять и принять особенности мышления, помочь разглядеть ему все стороны изучаемого. Ведь каждый учащийся неповторим и обладает определенными способностями, раскрыть которые моя задача. «… у ребенка нет недостатков, а есть особенности» - придерживаться этого правила я считаю необходимым в педагогической деятельности. Я убеждена, без взаимоуважения, сотрудничества учителя и ученика не может быть современного урока.

             Мне импонирует так называемый «сельскохозяйственный подход», о котором Макгрегор сказал, «…создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям расти самим по себе. Вот тогда они вас удивят». Самое большое удовлетворение испытываешь тогда, когда ученик приходит на урок не только потому, что тот стоит в расписании, а еще и потому, что ему этого хочется.

               Необходимо показать ученику, что смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в жизни и утверждение в обществе. Практика иногда ставит человека в тупик, а познание помогает из него выйти «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании.» (Д. Корнеги).

               И моя задача как учителя – показать учащимся, что дают им знания для жизни, общения со сверстниками, карьеры и успеха в обществе. Для этого важно обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе через свободное сотрудничество школьника и учителя.

             « Основная задача учителя в школе состоит в таком преподавании детям достижений человеческого опыта, чтобы эта нагрузка чужого опыта не подавляла собственную душу ученика». (М.М. Пришвин)

            Конечно,  трудно судить о результатах своего труда, но каждый день я иду в школу с большим желанием, общение с ребятами доставляет мне удовольствие, я точно знаю, что мои ученики идут на урок без страха и тоже получают удовольствие от процесса обучения.